СОЛНЫШКО


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19

Консультации

Врушка

Узнав, что ребенок дошкольного возраста давно и достаточно успешно обманывает окружающих, родите­ли бывают крайне удивлены этим фактом. Действи­тельно, специальным обучением детей вранью они не занимались. И единственное, что им остается, — сва­ливать вину друг на друга или плохих приятелей.

Влияние семьи, ее традиций и атмосферы в до­школьном возрасте преобладает над всеми остальны­ми. Пока ни воздействие средств массовой коммуника­ции, ни общение со сверстниками не может конкури­ровать с вкладом родителей в дело воспитания подрастающего поколения. Стремление к подражанию самым близким людям закладывает фундамент мотивационной сферы формирующейся личности. Что бы ни было принято в семье — бережливость или расточи­тельность, общительность или изолированность и уеди­ненность, открытость или скрытность, взаимное дове­рие или подозрительность, искренность или лицеме­рие, — все это будет впитано психикой детей и бессознательно воспроизведено в организации текуще­го и последующего взаимодействия, поступках детойи их предпочтениях.

Нецеленаправленное обучение является,помнению психологов, гораздо более эффективным,чем целенаправленное. Если требоватьот ребенка чистоплотностии аккуратности, а на деле относиться к своим вещам, жилью и внешности сполным пренебрежением,то   слова ваши останутся пустым звуком. Провозглашение одних принципов. А следование другим – вот действительная причина отклоняющегося поведения детей. Учат не слова, апоступки.

Вторая причина лживости маленькихдетей желание оградить свой внутренний мирот беззастенчивого вторжения взрослых свой внутренний мир. Научить детей прятатьподлинные мысли и чувства за правдоподобными вымыслами может наша нескромность, убежденность, что у них не должно быть тайн от близких людей.

Авторитарный стиль воспитания, характеризующий­ся безапелляционностью в принятии решений, частым использованием угроз и наказаний, резким разграничением прав больших и маленьких, может сформиро­вать в детях, особенно со слабой нервной системой, при­способительный тип поведения. Такие малыши станут бессовестно врать, чтобы избежать наказания, будут наговаривать на других, лишь бы заполучить для себя хоть маленькую привилегию.

Однако пренебрежительное отношение к своим де­тям также может стать причиной формирования в них лживости, как черты характера. Будучи обделенными родительским вниманием, такие ребятишки начинают придумывать различные небылицы про себя и своих знакомых. Чем более страшной, эксцентричной будет придуманная ложь, тем больше вероятность заинтере­совать взрослых своей персоной. Такие дети часто предпочитают наказание за вранье отсутствию, какого бы то ни было внимания со стороны родителей. Побои, упре­ки, материнские слезы воспринимаются ими как свое­образная родительская забота. Поэтому лживость — нередкий спутник педагогической запущенности ре­бенка в семье.

В заставке к этой главе уже говорилось о социально-одобряемых формах лжи: вежливой неправде, умолча­ниях и лицемерии. Ребенок-дошкольник, не обладая еще достаточной критичностью ума, не в состоянии разграничить нравственные и безнравственные моти­вы поступков взрослых. Поэтому они начинают вос­принимать лживость как всеобщую норму поведения. Не слишком же умелое ее использование — лишь вре­менное явление, ведь, чем старше будет становиться ребенок, тем тоньше будет его ложь, тем лучше он будет маскировать свои неблаговидные мысли и по­ступки за правдоподобными измышлениями и россказ­нями.

Чтобы избежать этого, необходимо с первых дней жизни ребенка растить его в атмосфере доверия, по­зволять ему быть самим собой, а не тем образцом, что мы создали в своем воображении. При первых призна­ках развития склонности к вранью и лицемерию луч­ше воздержаться от наказаний и нравоучений, а при­бегнуть к пересмотру системы взаимодействия с малы­шом и ревизии нравственных основ собственного поведения.

У детей дошкольного возраста есть еще одна особен­ность. Они отличаются высокой внушаемостью и до­верчивостью. Если кто-то в их присутствии делает авторитетные заявления или рассказывает различные ис­тории, то малыши могут просто повторить их дома или на улице, нимало не заботясь о проверке их истинности. В данном случае ребенок выступает как переда­точное звено, и винить его в лживости, по крайней мере, неразумно: малыш — лишь жертва чужой хвастливости и лживости, а вовсе не злостный обманщик.

            Итак, детская лживость – вовсе не врожденная особенность и не чье-то дурное воспитание, оградить ребенка, от которого нужно с максимальной скоростью. Чаще всего это результат семейной социализации, подражания взрослым или продукт применяемой системы воспитания.

Воспитатель Л.Р. Абукаева

Семейные игры

           Развивающими играми принято называть все игры (в том числе и настольные) в которых проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка.

            Игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

            Играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важные умения – сдерживаться, не мешать ребенку размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

            Настольные игры развивают разные интеллектуальные качества:

- внимание, память, особенно зрительную;

- умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;

- способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов деталей, предметов;

- умение находить ошибки и недостатки;

- пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

            В совокупности эти качества составляют то, что принято называть сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

            Большой популярностью пользуются пособия и игры, предложенные авторами книг:

- «Ступеньки творчества или развивающие игры» - Б.П. Никитин

- «Математика до школы» - А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт

- «Игры-головоломки» - Р.Л. Непомнящая, З.А. Михайлова.

            Все предлагаемые игры родители могут изготовить сами из картона и цветной бумаги по готовым чертежам. Например: «Танграм», «Головоломка Пифагора», «Листик», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Сфинкс», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Гексамино».

            На основе игр-головоломок можно придумать большое количество заданий: складывание узоров и силуэтов, обводка карандашом, штриховка, закрашивание, вырезание ножницами, изготовление аппликаций.

            Никогда не следует принуждать ребенка к игре. Просто родителям нужно включиться в совместную игру, поддерживать идею ребенка, предложить необходимый материал и инструмент.

            Если ребенок на время потерял интерес к данным играм, нужно убрать их, но только на видное место. Через какое-то время дети сами проявляют желание самостоятельно продолжить игру.

            Практика обучения дошкольников подтверждает, что с помощью игровых методик и развивающих игр, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в этом возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется ввиду, даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

            Развивающие игры оттачивают ум ребенка, развивают гибкость мышления, учат логике. Все эти качества пригодятся детям не только в период обучения в школе, но и в дальнейшей самостоятельной жизни.

            Желаем вам успехов и удовольствия от совместной игры с ребенком.

Воспитатель Ардиванова Г.М.

Маленький тиран

Появление первого ребенка выводит чувства родителей и взрослых на новый виток. Они познают радость альтруизма и самоотдачи. Давать, ничего не требуя взамен, — так можно описать их временное состояние.

Отдавая свою любовь, знания, свободное, а порой и несвободное время ребенку, тратя на него значительную часть семейного бюджета, они испытывают особое удовольствие. «Все лучшее — ребенку», — таков девиз
этих семей. Мамы, папы, бабушки, дедушки приходят в восторг и умиление, перебирая в магазинах детские костюмчики и платьица, озирая прилавки, заваленные грудами игрушек на любой вкус. Делают они это, предвкушая сладостный миг увидеть все это в руках, на плечах, ногах, головке своего ненаглядного мальчишки или девочки.

Однако слепое обожание легко может породить детскую тиранию. Все приведенные выше примеры содержат описание некорректных и даже психологически недопустимых способов взаимодействия с детьми: чрезмерное потакание, преувеличение проблем ребен­ка (ого болезненности, беспомощности, одаренности), однообразное выражение своей любви, непонимание его теперешнего, актуального поведения, безответствен­ность по отношению к будущему, неумение предви­деть отрицательные последствия своего всепрощения.

Возьмем хотя бы последний пример. Важнейший способ выражения своей любви к ребенку взрослые ви­дит в безусловном и бездумном удовлетворении всех его желаний. Дополнительно к этому отец девочки своими действиями стимулирует в ней детскую беспомощность, которая очень скоро станет или уже стала средством манипулирования родителями, «бичом», который поможет ей легко добиваться желаемого. Бабушка и дедушка подчеркивают исключительность ребенка по отношению с другими членами семьи (ведь подарки пре­подносится только ей) и одновременно формируют у девочки представление о корыстных основах такого человеческого чувства, как любовь. Ребенок привыкает думать, что быть любимой — значит иметь все, полюбить самой — значит лишиться всего. И, наконец, все члены семьи никак не выражают своего недовольства поступками девочки.

Библейская фраза «Не сотвори себе кумира» очень точно описывает отношения, которые должны связывать родителей и ребенка, пусть первого, долгожданно­го, единственного. Иначе у маленького человека появит­ся представление о себе как о центре вселенной, пусть далее маленькой, в пределах одной семьи, своеобразном пупе земли. Всех же прочих он будет считать людьми второго сорта, существующими для него, служащими единственной цели — удовлетворять его желания. С этими прочими нечего церемониться, они должны появляться по первому зову и исчезать, когда надобность и них отпадает.

Чем дольше будут сохраняться подобные установки ребенка, тем большую степень его эгоизма будем иметь на выходе.

Чтобы урегулировать подобные ситуации, родители должны для начала осознать пагубность своих действий и негативные следствия сложившихся в семье отношений к единственному ребенку. Вторым шагом должно быть восстановление своих родительских прав, не взирая на бурные протесты со стороны малыша. И, наконец, поиск таких видов взаимодействия между членами семьи, которые, устраивая всех, были бы полезны
для психического развития дошкольника: способствовали росту его самостоятельности, независимости, формировали умения понимать, ценить другого, сотрудничать с ним, получать радость от выражения своей любви, а не только от знаков внимания в свой адрес. И делать это лучше раньше, чем позже, но лучше позже, чем никогда.

Воспитатель Харитонова Е.П.

Трудовое воспитание в семье

Трудовое воспитание детей в семье

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.

Труд детей в семье для должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.

На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.

Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.

Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, за чем, и почему делается. Ребенок необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.

Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Воспитатель

группы «Почемучки»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Казаева И.В

Дети любят потешки

     С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ла­душки, притопывает, приплясывает, дви­гается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

     Малые формы фольклора являются первыми художественными произведе­ниями, которые слышит ребенок. И мы, воспитатели, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседнев­ный разговор с детьми.

     Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяже­лого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую кра­сочную игрушку (кошку,петуха, соба­ку), сопровождая ее движения чтением потешки, например: 

 

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись,

Наша Танечка пойдет,

Через киску упадет.

Вот собачка Жучка,

Хвостик - закорючка,

Зубки острые,

Шерстка пестрая..

 

   Вариантом такого приема могут быть работа ребенка со своими пальцами. Дети: удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей: 

 

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Это пальчик наш малыш,

А зовут его Ванечка.

 

       Правильно подобранная потешка по­могает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к по­ка еще незнакомому человеку — воспи­тателю.

       С помощью народных песенок, поте­шек можно воспитывать у детей положи­тельное отношение к режимным момен­там: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.

 

При умывании

Аи лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Детям улыбаемся.

При причесывании

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосеньки в ряд.

 

 Во время приема пищи

Умница Катенька,

ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

При укладывании спать

Баю - бай, баю - бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

 

                                     При одевании на прогулку 

 

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем галошки: 

 

           Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запомина­нию текста.

         Одну и ту же потешку можно обыг­рать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы би - ба - бо, использовать пальчиковый театр, ша­почки различных персонажей.

         Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окру­жающему миру. Задача воспитателя - помочь им в этом.

                                             Воспитатель : Сорокина Л.А.